Харуки Мураками. Кафка на пляже — Книжный Четверг
Харуки Мураками. Кафка на пляже

Харуки Мураками. Кафка на пляже «11» августа 2005

Один мой очень хороший друг перестал читать новые книжки Мураками, потому что «все одинаково». А Мураками тем и хорош, напоминает грустного джазмена, который будет выводить одну и ту же вариацию в полупустом баре, где ты сидишь, грустно посматривая в заполненный чем-то стакан. Мураками безумно хорош именно своей узнаваемостью и невыдуманной грустью. Нет здесь никаких ужасов сознания человеческого, да и прочие мелкие радости читателя-вуайериста вряд ли столь уж порадуют. Только светлая тоска, прозрачная, как серое небо мегаполиса.

Помнится в свое время, когда Амфора только-только перевела «Охоту на овец» россказни о китовом пенисе казались таким необычным явлением, что открывание книги в красной обложке в метро сразу делало тебя в собственных глазах невесть каким интеллектуалом. Потом были другие книги, такие же, только более страшные, только более тоскливые. Без сомнения, Мураками — явление. Без большой буквы, но и мимо не пройдешь.

Каждая новая книга норовит выстроиться в пирамидку в книжном магазине.

Вот и эта так же. Россказни о мальчике, сбежавшем из дома. Сначала, вроде бы, как всегда. Но потом Мураками, как это бывало раньше, надоедает играться в реализм, и он тот сплетает ниточки ткацким станком мистических объяснений. Никаких неожиданных сюжетных ходов: книга пряма, как палка. Именно размышление о предназначении — основной мотив. Впрочем, как и всегда. Мураками же…