Виктор Пелевин. Бэтман Аполло

Виктор Пелевин. Бэтман Аполло «13» июня 2013

Вот Пелевин пародирует Гарри Поттера (бросая дело на полдороге). Вот словно бы из любопытства пишет постельную сцену (неубедительную). Вот вытаскивает из коллективного бессознательного не идеи даже, а чистые эмоции. Вот, словно бы для поддержания паритета проходится и по «либеральной интеллигенции».

Важно тут не то, с каким мастерством это все написано, не выбор материала, а то, что со странной отчетливостью в первый раз за все время в романе Пелевина проглянуло человеколюбие. Не понимание старшего брата, не наблюдательность энтомолога, не отстраненность даосского монаха, а просто участие. Любовь эта, правда, направлена разом во все стороны, и нету каких-то «более правых» чем другие. Вообще, нежелание прямо поддержать одну из сторон дискурса (который очень хочется вот прямо тут закавычить), вызвало в момент выхода книги довольно бурную реакцию. Думал ли автор, какой реакции он добьется? Безусловно. Скандал ли это ради скандала, ради внимания и пиара? Или нежелание хоть раз сменить выгодную и, что уж скрывать, приятную для эго позицию всепонимающего наблюдателя, зависшего над схваткой. Может быть не нежелание, а органическая невозможность изменить себя? Собственно о неизменности, статичности, постоянстве происходящего вокруг в первую очередь этот роман.

Не случайно это именно продолжение, причем прямое: жизнь продолжается, не меняется фактически ничего. Люди все так же отвратительны и ужасны, но их невозможно не любить. И все это понять до конца практически невозможно, даже получив самую точную расшифровку на руки. Ведь, как и лучшая цитата без романа, эта инструкция ничто вне контекста:

«— Who the hell are you? — прошептал я.
Такой же тихий шепот ответил мне:
— I’m batman.»