Олег Зайончковский. Сергеев и городок — Книжный Четверг
Олег Зайончковский. Сергеев и городок

Олег Зайончковский. Сергеев и городок «28» апреля 2005



На зелененькой обложечке — громкие рекомендации. «Настоящая литературная новость» и прочая ересь. Казалось бы — «Новый Пушкин родился!» А даже если и не Пушкин, не Чехов и не Набоков, то уж хотя бы Лесков или Куприн? Обещают именно это. Впрочем, излишняя доверчивость тут будет ни к чему. Много мы видели громких обещаний.

Тем не менее Зайончковский вот уже месяц, как действительно литературное событие. Набухает. Хочет быть Чеховым, или хотя бы Лесковым, выходит, если честно, скорее Пикуль. Нет. Все при нем. И чайно-самоварный говорок, и народно-рубахо-нараспашность. Все есть. Однако ж юморок &mdsah; строго сортирный. Не то чтобы уж совсем ухарско-мерзкий, и не то чтобы безумно глупый. Вот только не классический он, уж увольте.

Впрочем, и так он мил. Вот новости правда нету. Никак нету. Не было бы Крусанова, не было бы Улицкой, не было бы Левитина… А. Перечислять можно много. Писателей, в совершенстве владеющих псевдоклассическим слогом, завались и без Зайончковского.

Ну да ладно. Фабула опять же, на первый взгляд не оригинальна совсем. То есть — абсолютно. Имеется некий ключевой персонаж, который все новеллы и свяжет в один роман. Тут вот Зайончковский решает поступить оригинально. Обезличить персонажа полностью — до этого доходили многие, хотя многие же и удовлетворялись простым сохранением за персонажем статуса «маленького человека». А вот вывести его на совсем уже полупрозрачную, зыбкую грань повествования — это редкость. Редкость такая, что роман в новеллах распадается, распадается, да и разваливается в руках неумелого читателя на горку рассказов, словно само клееное бумажное издание на горку бумажных листов.